ВМЕСТЕ ПРОТИВ ЖЕСТОКОСТИ В наше время, динамичное и противоречивое, в пору социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф, люди Земли должны все пристальнее вглядываться в собственный облик, осмысливать истекшее, стремиться понять перспективы будущего. Почему, в век скоростей, передовых технологий в нашей жизни становится все меньше доброты, милосердия. За суетой и повседневными делами мы порой не видим друг друга, редко встречаемся с родными, не понимаем и критикуем наших детей, оставляя их один на один с этим жестоким миром. Горько сознавать, что спустя почти 100 лет мы снова встретились с проблемами беспризорности, безразличия, жестокости, физического наказания детей в семье. Пожалуй, не найдется родителя, который бы раз в жизни не наказывал своего ребенка физически: легкий шлепок расшалившемуся чаду порой кажется самым верным средством. Но когда жестокость к собственным детям переходит все мыслимые границы, эта проблема становится не семейной, а общественной. При этом вопреки распространённому мнению под жестоким обращением с ребёнком понимается не только физическое, но и моральное воздействие на него. Психологическое давление может привести к постоянной боязни ребёнка быть объектом издевательств, к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки и многим другим печальным последствиям. «Жестокость – это болезненное самоутверждение труса через насилие над другим», - трудно с этим поспорить. Когда к нам плохо относятся, то вместе с этим незаметно для нас, забирают надежду быть любимым и нужным. Боясь оказаться не любимым, человек впитывает в себя жестокость ,которая направлена не только на него, но и на кого-то другого. В результате вся эта жестокость становится его собственной. Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступает саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. Детская психика такова, что ребенок некритичен по отношению к своим родителям вплоть до подросткового периода. Даже если они склонны к жестокости, ребенок любит их, страдая от внутреннего конфликта, хронически находясь в ситуации стресса. Являясь объектом насильственных действий со стороны одного или обоих родителей или, наблюдая насильственные отношения между родителями, ребенок формирует представление, что окружающий мир опасен, и от него нужно защищаться. Поэтому на любую угрозу – реальную и воображаемую – он отвечает агрессией. Но возможен и другой вариант, когда ребенок решает, что ничего в этом мире он изменить не сможет и поэтому должен приспосабливаться. Тогда он занимает позицию жертвы. Родители, сами испытавшие насилие в детстве, не способны к полноценному эмоциональному контакту с собственными детьми, что приводит к повторению моделей родительского поведения и… «насилие порождает насилие» Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия – одна из главных задач социальной политики государства. Актуальность решения проблемы жестокого обращения с детьми и подростками усилилась в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся экономическим положением многих семей. В сегодняшней России жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития, как самих детей, так и благополучия. По профилактике бытового насилия в нашем центре ведется большая, и эффективная работа. Мы собираем информацию о семьях наших детей, проводим беседы по выяснению микроклимата в семье, о взаимоотношениях с родителями. Проводим еженедельные рейды по неблагополучным семьям. С проблемными семьями работает наша психологическая служба. К каждой семье нужен индивидуальный подход. Важно понять главное – не бороться с «неправильной семьей», а научиться, ей помогать. Психологической службой разработаны мероприятия, ориентированные на раннее выявление семейного неблагополучия, связанного с риском жестокого обращения с детьми, помощь несовершеннолетним и взрослым членам семьи в построении детско-родительских отношений, использование ненасильственных способов разрешения конфликтов в семье. С целью коррекции внутрисемейных отношений активно применяются тренинговые формы работы, лекционные занятия, сетевые встречи, родительские собрания, анкетирование и тестирование детей и родителей. А все праздники стали в нашем центре уже семейной традицией. На психологических тренингах дети учатся противостоять жестокому обращению, приходят к осознанию того, что человек и его права являются высшей ценностью. Эти мероприятия способствуют осознанию детьми себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон; преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы. Дети учатся понимать свои чувства и чувства других; учатся открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами. Мы оказываем помощь в преодолении страхов, снимаем тревожные состояния. На тренингах дети получают знания о способах противостояния групповому давлению и осознанию права и необходимости защищать себя. Ребята часто обращаются за помощью, делятся своими переживаниями и учатся находить различные способы решения их взрослых проблем. Но самое главное – это индивидуальная работа и организация регулярных коллективных творческих занятий. Вот и сейчас в центре разрабатывается проект клуба «Родолад», целью которого мы поставили формирование духовного единства всех участников реабилитационного процесса, уважение и стремление к пониманию. Программа работы клуба будет построена на материале ознакомления с историей донской семьи, национальным и традициями. В нашем центре находятся дети, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Поэтому перед всеми педагогами и специалистами, работающими с ними, стоит непростая задача: «отогреть» детскую душу, залечить раны, научить справляться с трудностями, поверить в добро и пронести его не расплескав в свои будущие семьи. Мы считаем, что только в счастливой семье, где царят уважение, взаимопонимание, где опираются на традиционные семейные ценности, не может быть и речи ни о каком насилии. Если ребенок видит заботу и любовь папы и мамы друг другу, доброжелательное отношение ко всем членам семьи, то он вырастет настоящим человеком и гражданином своей страны. Искренне надеемся, что именно такие семьи создадут в будущем наши воспитанники. См. фото Психологическая помощь Материал подготовил: педагог психолгог отделения социальной реабилитации Ратобыльская Галина Михайловна
|